Некта (nekta_ja) wrote,
Некта
nekta_ja

  • Music:

День железнодорожника

Сегодня – в первое воскресенье августа отмечается профессиональный праздник - День железнодорожника. Это первый в истории России отраслевой праздник, ведущий свою историю с 1896 года. Изначально он отмечался ежегодно 8 июля, в день именин Николая Первого - императора, при котором в стране началось строительство железных дорог. В праздничный день чиновники и служащие стальных магистралей, сходившихся в Петербурге, собирались на товарищеский обед на Павловском вокзале. С приходом к власти большевиков праздник отменили и традиция возобновилась лишь в 1937 году, после того как годом ранее советские железнодорожники впервые за много лет перевыполнили установленный план перевозок. В конце июля передовики отрасли обратились к правительству с просьбой впредь отмечать свои трудовые успехи. С тех пор, по постановлению ЦИК СССР от 28 июня 1937 года, праздник отмечается ежегодно в первое воскресенье августа.
Этот праздник отмечают не только в России, но ещё и белорусские и кыргызские железнодорожники.
Самара и является столицей Куйбышевской железной дороги, которая проходит через пензенские, ульяновские земли, Мордовию, Татарию, Башкирию – Пенза, Саранск, Ульяновск, Набережные Челны, Сызрань, Октябрьск, Кинель, Уфа – всё это наша дорога. А строилась и развивалась она так:
1839 г. Построена ветка Инза – Сызрань
1855 г. Самаро-Уфимская ж.д.
1867 г. Моршанско-Ряжская ж.д.
1874 г. Моршанско-Сызранская ж.д.
1877 г. Самаро-Оренбурская ж.д. (от Батраков - современный Октябрьск, до Оренбурга с ветвью к самарской пристани - Бухта)
1869 г. Московско-Казанская ж.д. с веткой на Алатырь – Симбирск (Ульяновск); 1894 г. с веткой на Рузаевку
1893 г. Самаро-Златоустовская ж.д.
1901 г. Построена ветка Вернадовка-Кустарёвка, которая соединила Сызрано-Вяземскую и Московско-Казанскую ж.д.
1914 г. Волго-Бугульминская ж.д.
1929 г. К Самаро-Златоустовской ж.д. была присоединена ветка Инза-Ульяновск и Московско-Казанская ж.д.
1936 г. Дорога стала носить имя В.В. Куйбышева
1953 г. Куйбышевская железная дорога.

События и факты.
В 1895 г. построена первая в городе телефонная станция на 300 абонентов, 117 из них являлись железнодорожниками.
В 1944 г. 7 ноября отправился в рейс первый электропоезд по электрифицированному участку Самара – Безымянка.
В 1965 г. отправился в путь первый на дороге фирменный поезд «Жигули» сообщением Самара – Москва.
1996 г. – начало строительства вокзального комплекса.
1999 г. – открыта 1-ая очередь «конкорс».
2001 г. – введена в эксплуатацию высотная часть вокзала.
2002 г. – Самарскому институту путей сообщения присвоен статус Академии.
2003 г. – Дворец культуры железнодорожников им. А.С. Пушкина (бывший клуб 1905 года) отметил своё 100-летие. В этот же год открыт музей истории Куйбышевской ж.д., который располагается в здании вокзала и имеет более 1000 экспонатов.
2007 г. – Самарской академии путей сообщения присвоен статус Университета.
Современная Комсомольская площадь изначально называлась Успенской и находилась за городом, который заканчивался на улице Полевой (Агибалова), перед православным кладбищем. В годы управления Самарской губернией губернатором Бильбасовым Петром Алексеевичем (1875-1878 г.г.) был построен железнодорожный вокзал. Площадь переименовали в Вокзальную. В 1912 году её опять переименовали, в честь Николая-II, который провёл смотр войск на Вокзальной площади в 1904 г., остановившись в Самаре по пути на Дальний Восток через Оренбуржскую ж.д. Мало того, на площади, в четь Николая, планировалось строительство часовни Николая Чудотворца. Но в тревожное время «добро» на строительство получено не было, тем более, что в Запанском посёлке недавно была построена Михайло-Архангельскаю церковь, (которая, кстати, интересна тем, что первый (зимний) этаж у неё - подземный. Обычно двухярусные храмы так не строят). В 1917 г. в Самаре установилась власть большевиков, и о строительстве часовни больше не вспоминалось.
В честь известных деятелей, которые прямо или косвенно относились к железной дороге, в городе названо несколько улиц. Это наши земляки, либо люди имеющие отношение к Самаре.
1. Улица Елизарова. Его имя носят 2 улицы - в Кировском районе (бывшая Тихоокеанская) и в пос. Шмидта (2-ой запанской переулок), а также институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне СамГУПС).
Марк Тимофеевич Елизаров родился в деревне Бестужевке Самарской губернии в крестьянской семье. Активно участвовал в революционном движении. Член РСДРП с 1893 г. После революции возглавлял Народный комиссариат путей сообщения. В январе 1919 был назначен членом коллегии Народного комиссариата торговли и промышленности, но в марте того же года умер от сыпного тифа. Под псевдонимом «Скорпион» сотрудничал в газете «Сызрань», «Сызранское утро» и «Самарская Лука». Он не был профессиональным революционером, но являлся членом семьи Ульяновых – жена Анна Ильинична, поэтому его биографии старались придать «революционность». Из него пытались сделать большевика с дореволюционным стажем, «твердого искровца», рассматривая его жизнь в отрыве от повседневной деятельности и конкретно-исторической обстановки. Однако, он не стремился к революционному переустройству общества. Похоронен в семейном некрополе Ульяновых на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
2. Улица Волгина – бывшая Массальская.
Волгин Владимир Михайлович инженер-строитель. Лауреат премии Совета Министров СССР родился на ст. Ковылкино в Мордовии и работал простым рабочим в службе пути на Московско-Казанской ж.д. Окончил Горьковский строительный институт. Переехал в Самару, где трудился управляющим трестом N 11 и директором института "Промстройпроект". Принимал участие в застройке послевоенной Безымянки – Победы, Свободы, физкультурной, Ново-Вокзальной, Калинина, Кировского шоссе, строительстве заводов "Прогресс", им. Фрунзе, корпуса для сборки первых самолетов Ту-104 авиационного завода. Под его руководством начата застройка первых микрорайонов города - ДОСААФ и "Черновские сады". Похоронен в Самаре.
3. Улица Галактионовская – бывшая Троицкая.
Галактионов Алексей Петрович – Председатель Самарского губисполкома совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в 1917-1920 г.г. После первого ареста в 17 лет, работал в Ташкенте слесарем в железнодорожных мастерских.
4. Улица Буянова – бывшая Сенная.
Буянов Александр Арсеньевич – революционер. Работал слесарем в железнодорожных мастерских. Его имя носит техникум железнодорожного транспорта.
5. Зубчаниновское шоссе.
Зубчанинов Евгений Андреевич. Основатель посёлка Зубчаниновка. Окончил Петербургский Университет Путей Сообщения. Инженер-путеец работал в Иркутске. Прожил в Самаре 30 лет с 1905 года. Занимал должность заместителя начальника Управления Самаро-Златоустовской ж.д. В 1908 г. в 20-и км восточнее Самары началась застройка железнодорожного посёлка. Ему по жребию достался надел с овражком, а кругом голая степь, только колышки с номерами. Вскоре построены 50 домов. По настоянию Зубчанинова открыт клуб, общественная библиотека, которая по сей день носит его имя, и детский сад. В посёлке даже выходила еженедельная газета, редактором которой был Зубчанинов. В 1918 г. за отказ освободить железнодорожные пути для белочехов он был брошен в «поезд смерти». Чудом удалось бежать. В страшном 1921 голодном году запасов у Зубчаниновых никаких не было. Пришлось продать свой дом за мешок муки, а самим уйти на квартиру. Похоронен Евгений Андреевич в Самаре на старом кладбище около Цыганского базара. Место могилы неизвестно.
6. Посёлок им.Кузнецова – бывший Новомещанский (1916 г.), Закладбищенский (1925 г.), Железнодорожный (1929 г.).
Кузнецов Александр Дмитриевич – революционер – слесарь вагонного депо станции Самара. С 1904 г. член РСДРП. В годы 1-ой русской революции, его квартира в Запанском, являлась штабом парторганизации железнодорожников. Кузнецов сформировал агитационный «пролетарский поезд» от Самары до Уфы, на каждой станции созывающий гудком рабочих на митинги.
7. Улица Силина – бывшая Пятигорская.
Силин Александр Филиппович с 1918 г. работал председателем ревкома Московско-Виндавско-Рыбинской ж.д. В 1918-1919 г. – командир и военком полка по охране железной дороги. С 1920 г. назначен особо-уполномоченным Совета Труда и Обороны «для руководства всеми операциями по экстренной вывозке дров из района Самаро-Златоустовской ж.д.». Дзержинский назначил Силина начальником дорожно-транспортной чрезвычайной комиссии (ДТЧК) трёх железных дорог: Самаро-Златоуствской, Троицкой, Волго-Бугульминской. Уделял большое внимание борьбе с беспризорностью детей. На железнодорожных станциях собирал голодных, оборванных ребятишек. Организовал в Самаре железнодорожный детом № 1. Погиб в бою с бандитами-сарафанкиновцами, которые действовали по линии железной дороги. Похоронен в Самаре в скверике на пл.Чапаева (бывшей Театральной).
8. Улица Сорокина – бывшая Канатная.
Сорокин Михаил Яковлевич – сын железнодорожника со станции Абдулино. С 1934 г. – прораб на строительстве Сажерез (Самарский ж.д. ремонтный завод – позже 9 ГПЗ). В 1941 г. работал старшим инженером по строительству паровозной службы. Погиб на фронте в 1943 г. Герой Советского Союза.
9. Улица Щорса – в Зубчаниновке.
Щорс Николай Александрович. Герой войны. Родился в семье железнодорожного машиниста. В 1909 г. с похвальной грамотой закончил железнодорожную школу. В 1918 г. создаёт партизанский отряд из рабочих-железнодорожников. На Волге Щорс был недолго и об этом имеются очень скудные сведения. Погиб в 1919 г. в бою под Коростенем. 12.09.1919 г. его останки захоронены в Самаре на старом кладбище, позже был перезахоранён на городском кладбище – 10.09.1949 г., где был установлен обелиск. Имя Щёрса носит детский парк около ж.д. вокзала.
10. Улица Ярославская – в Запанском.
Ярославский Емельян Михайлович родился в Чите. В 20 лет организовал социал-демократический кружок на Забайкальской ж.д. В Самаре жил в первые годы войны – партийный деятель, публицист, академик АН СССР.
11. Улица Братьев Коростылёвых – бывшая Уральская.
Коростылёвы Александр Алексеевич и Георгий Алексеевич – революционеры. В 1904 г. организовали забастовку рабочих депо узловой станции Кинель.
12. Калинин Михаил Иванович неоднократно выступал на митингах Главных железнодорожных мастерских. Улица Калинина – бывшая 10-я линия.
13. Скляренко Алексей Павлович револючионер-народник, которого особо любили рабочие-железнодорожники. Улица Скляренко – бывшая ракетная.

Список используемой литературы:
1. А.М. Липатова «Самарских улиц имена». Самара 2003 г., 242 стр.
2. Материалы из архивов музея истории Куйбышевской ж.д. и партархива Куйбышевской области.
3. Материалы к диссертации на соискание учёной степени кондидата исторических наук Трифоновой В.В.
4. «Строительный комплекс и архитектура Самарской губернии: вчера, сегодня, завтра».
5. Википедия.

Вот таким незатейливым способом, решила поздравить всех самарских железнодорожников (и не только самарских) с профессиональным праздником. Ну а нежелезнодорожникам, надеюсь, просто будет интересно.
Tags: из прошлого, истории, праздничное, родина моя, я сегодняшняя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments